Президент Венесуэлы Уго Чавес, известный своей антиамериканской риторикой, с готовностью подтвердил слова российского премьера о том, что США - это "паразит". "Присоединяюсь к словам нашего друга, российского премьер-министра: Соединенные Штаты - это настоящий паразит мировой экономики", - написал в среду лидер боливарианской революции в Twitter.
Но на этом Чавес, в отличие от Путина, не остановился и решил пойти дальше: "Теперь стратегическое боливарианское предложение о создании сукре приобретает высшую ценность. Покончим с диктатурой доллара!"
- Власти Южной Осетии смутило заявление российского премьера. В Абхазии молчат
Сукре - это условная денежная единица взаиморасчетов в торговле, которую ввели страны Боливарианского альянса народов нашей Америки (АЛБА). В состав этого регионального объединения входят Боливия, Венесуэла, Куба, Никарагуа, Эквадор, Антигуа и Барбуда, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины. Первая транзакция в сукре была совершена в феврале прошлого года при совершении торговой сделки между Венесуэлой и Кубой, передает ИТАР-ТАСС.
Официальных комментариев от американских политиков в США не последовало, однако СМИ и политологи отреагировали мгновенно. Ведущий программы Follow The Money на Fox Business Эрик Боллинг возмутился словами Путина. Он считает, что премьер-министру следовало бы радоваться тому, что в России сейчас такой же строй, как и в США, - капитализм. Путину, по его словам, нужно быть благодарным за то, что благодаря капитализму он, по словам американского телеведущего, "стал миллиардером и диктатором".
При этом президент США Барак Обама, давая интервью российским СМИ, в котором хвалил достижения президента Дмитрия Медведева, не забыл упомянуть, что и премьер-министр Путин полностью поддерживает процесс перезагрузки отношений России и США. Политолог Андрей Кортунов считает, что администрация Обамы подстраховывается на случай, если к власти в 2012 году снова придет Путин, хотя им комфортнее работать с Медведевым.
"Конечно, американская администрация уже сделала значительные политические инвестиции в Медведева, но в Вашингтоне понимают, что сейчас никто не может дать гарантий, что в Кремле в следующем году не произойдут перестановки. Поэтому в Белом доме уже начинают страховаться, подчеркивая важную роль в диалоге премьера Владимира Путина", - цитирует слова эксперта "Голос Америки".
Путин неожиданно сблизил официальный Минск с оппозицией
В Белоруссии не остались незамеченными слова Путина о возможном объединении с Россией. Официального комментария по поводу заявлений Путина Минск не дает, о чем журналистам сообщил пресс-секретарь МИД Андрей Савиных. Однако при этом он напомнил, что руководство страны уже определилось с ответом на вопрос о возможном объединении и свою позицию менять не намерено, пишет "Независимая газета".
"Александр Лукашенко четко сказал, что национальный суверенитет - святая вещь для белорусов, он не является какой-то конъюнктурой и даже предметом переговоров", - сказал Савиных.
Оппозиция была более откровенной и резкой в своих комментариях, но высказала ту же мысль о национальном суверенитете. "Это попросту оскорбительные для независимого белорусского государства и нации заявления", - полагает экс-кандидат в президенты 2006 года, глава движения "За свободу" Александр Милинкевич. "Путин считает, что управляет империей, и стремится, чтобы Россия была империей", - солидарен с ним и соперник Лукашенко на минувших выборах Владимир Некляев.
В Белоруссии теряются в догадках, кому именно были обращены эти слова: Лукашенко, российскому электорату, мечтающему о восстановлении СССР, или будущей российской элите. Впрочем, многие обратили внимание на то, что сказано это было на фоне экономического кризиса в Белоруссии, преодолеть который без внешней поддержки невозможно. В этом контексте слова Путина звучат как оценка экономической политики Лукашенко, ведущей страну к потере независимости.
"Ответственность за то, что они (слова Путина) вообще звучат, лежит на нынешних белорусских властях, которые предоставляют своей политикой поводы для этого", – согласен с такой точкой зрения Милинкевич. По мнению политика, подобные заявления российского руководства "ставят вопрос о целесообразности союзов с ней, например, Таможенного союза. Это угроза национальной безопасности", – говорит он.
Грузия восприняла слова Путина как очередную провокацию
По мнению вице-спикера парламента Грузии Михаила Мачавариани, подняв перед президентскими выборами тему проведения референдума в связи с присоединением к России Южной Осетии, Путин начал новую игру. Об этом политик заявил в интервью агентству Medianews. Как считает Мачавариани, это новая провокация России, направленная на мир и, в первую очередь, на США, в ответ на резолюцию Сената США, в которой признается оккупация Россией ЮО и Абхазии.
"План России по признанию оккупированных регионов Грузии провалился, поскольку они были признаны лишь несколькими незначительными странами, и когда в этих странах сменится власть, они отзовут свое признание. Кроме того, 99% стран мира единогласно поддержали территориальную целостность Грузии. Путин понял, что этим путем ничего не достиг и теперь начал другую игру. К тому же, перед президентскими выборами он пытается с помощью этой темы заработать баллы", - заявил вице-спикера парламента Грузии.
"Хотя, даже если референдум пройдет, часть населения оккупированного Цхинвали поддержит присоединение к России, это не будет обладать никакой силой и не сможет считаться волеизъявлением народа, поскольку большая часть населения Цхинвали и Абхазии является вынужденно перемещенными лицами, и не проживает на этих территориях", - считает политик.
Власти Южной Осетии смутило заявление российского премьера. В Абхазии молчат
Власти Южной Осетии сделали по поводу слов Путина осторожные заявления, ничего не обещая и ни к чему не призывая. Глава республики Эдуард Кокойты подтвердил, что Южная Осетия может войти в состав Союзного государства России и Белоруссии, но только при одном условии - после того, как Минск признает независимость республики. Как известно, президент Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно обещал сделать это, но всякий раз рассмотрение вопроса парламентом откладывалось под разными предлогами.
В свою очередь, спикер югоосетинского парламента Станислав Кочиев сообщил о том, что народ республики "всегда мечтал воссоединиться с народом Северной Осетии в составе России", причем без всяких условий. "Время покажет, как лучше это сделать. Пока вопрос о вхождении Южной Осетии в состав России не стоит. Все зависит от дальнейших шагов России. Мы, со своей стороны, готовы войти как в Союзное государство Белоруссии и России, так и непосредственно в состав России в качестве субъекта Федерации", - заявил Кочиев.
Между тем из Абхазии никакой реакции на слова Путина не последовало. Однако, как отмечают эксперты, власти республики это тоже заставило задуматься. Американский политолог Пол Гобл считает, что Абхазию такие заявления встревожили.
"Невозможно отрицать, что у Абхазии имеется ряд характеристик, которые присущи государству, чего нельзя сказать о Южной Осетии. Очевидно, что абхазы совершенно не хотят быть объектом притязаний России - они хотят быть независимой страной. Заявление Владимира Путина воспринимают в Абхазии как угрозу их независимости тоже, и конечно это только активизирует отчаянные попытки абхазов найти поддержку вне России", - утверждает политолог в интервью "Голосу Америки".